23 января 22:29
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
|
Вопросы предоставления стипендий находятся в ведении Германской службы академических обменов (Deutscher Akademischer Aus-tauschdienst, DAAD) и других общественных фондов. Поскольку приводимый ниже список стипендий не является исчерпывающим, для получения более подробной информации и дополнительных сведений о процедурах подачи заявок, требованиях и сроках рекомендуется обратиться в ближайшее представительство DAAD (адреса можно найти на www.daad.ru). Если не указано иное, срок подачи заявок на получение стипендий DAAD — 30 ноября каждого года (дата определяется по почтовому штемпелю). Годовые стипендии ERP (European Recovery Programme) для студентов экономических специальностей Благодаря таким стипендиям студенты, изучающие экономику и управление предприятиями, получают возможность в течение двух семестров обучаться в одном из государственных университетов Германии. Обязательной частью программы является прохождение производственной практики или стажировки на немецких предприятиях.
Программа для журналистов
Стипендиальная программа предназначена для журналистов из России, Белоруссии, Украины и Молдавии и предусматривает обучение в течение трех месяцев в Школе журналистики Свободного университета Берлина (Journalistenkolleg Freie Universitaet Berlin). Сведения о сроках подачи заявок можно получить в московском представительстве DAAD. Программа научно-исследовательских грантов «Михаил Ломоносов» для аспирантов и молодых преподавателей технических и естественнонаучных дисциплин
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ИЛИ СТАЖИРОВКА ДЛЯ УЧЕНОГО
Сергей Попель, заведующий сектором Института динамики геосфер РАН, профессор МФТИ (ГУ):«Мне довелось неоднократно бывать в Европе на научно-исследовательских стажировках. Первая проходила в Германии, в Рурском университете города Бохума, в 1993–1995 годах. Финансировал эту стажировку германский фонд Александра фон Гумбольдта. Обычно при подаче заявки на стипендию необходимо подготовить исследовательский проект. Цель стажировки — выполнение этого проекта. Однако в данном случае организаторы уделили немало времени знакомству с жизнью Германии, немецкими традициями, научно-исследовательской деятельностью в различных германских университетах и других научных центрах. Фонд организовал ряд встреч с ведущими немецкими учеными, посещение научных центров, экскурсионную поездку по Германии и даже встречу с президентом Германии Рихардом фон Вайцзеккером на правительственной вилле Хаммершмидт в Бонне. Стипендию я получил самым обычным образом — подал заявку. Одним из рекомендателей стал академик Виталий Лазаревич Гинзбург, ныне нобелевский лауреат. Что дала мне стажировка? Прежде всего, это был мой первый выезд за границу, к тому же достаточно длительный, что позволило интегрироваться в немецкое научное и образовательное сообщество. Во время стажировки я подготовил ряд работ, которые легли в основу моей докторской диссертации. Плюс ко всему, в Германии мне предоставили комфортные условия для научной работы — мощный компьютер, отдельный кабинет в университете, что в те годы в России было труднодостижимо. Наконец, удалось завязать знакомства с учеными из Германии, Франции, Великобритании, Японии, США и впоследствии провести совместные исследования. Особо выделю сотрудничество со специалистами Института внеземной физики Общества им. Макса Планка, расположенного под Мюнхеном. Этот институт — один из ведущих в мире по проблемам так называемой пылевой (комплексной) плазмы».
Система образования в Германии
В стране насчитывается 337 высших учебных заведений. Желающие получить высшее образование в Германии могут выбрать университет или учебное заведение, имеющее университетский статус: технический университет, университет прикладных наук (Fachhochschule), высшее художественное учебное заведение, консерваторию или институт кинематографии. Все государственные высшие учебные заведения открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности.
Университеты в Германии являются не только образовательными учреждениями, но и местом проведения независимых фундаментальных и прикладных научных исследований. Факультеты и кафедры университетов специализируются в следующих основных областях:
— медицина, естественные и технические науки, — искусство и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика и социальные науки, сельское хозяйство и лесоводство.
Технические университеты исторически специализировались на преподавании технических и инженерных дисциплин. Однако с течением времени эти высшие учебные заведения приобрели более универсальный характер, и в настоящее время студенты технических университетов могут также специализироваться в гуманитарных науках и искусстве. Тем не менее в целом основное внимание в этих учебных заведениях продолжает уделяться преподаванию дисциплин естественно-научного и инженерно-технического циклов.
Все большее число студентов выбирают для получения высшего образования университеты прикладных наук (Fachhochschulen), поскольку курс обучения в них короче и имеет более практическую направленность, чем в университетах с научно-исследовательским уклоном. Обучение в высших художественных и музыкальных учебных заведениях Германии направлено на подготовку профессиональных художников и музыкантов, а также преподавателей дисциплин художественно-эстетического цикла. Характер и методы обучения в таких учебных заведениях значительно отличаются от характера и методики обучения в университете. Помимо упомянутых типов высших учебных заведений в Германии имеются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку учителей начальной школы, младших классов средней школы, специальных школ для детей с отклонениями в развитии и в некоторых случаях подготовку преподавателей полных средних школ. В целом, однако, система подготовки преподавателей интегрирована в структуру обучения в университетах. Совместная программа DAAD с Министерством образования и науки РФ предоставляет аспирантам и молодым преподавателям технических и естественнонаучных дисциплин вузов России возможность работать над диссертацией и проводить научные исследования в университетах и внеуниверситетских научно-исследовательских центрах Германии. Цель — повышение квалификации и установление долгосрочных контактов с немецкими преподавателями и учеными. К участию в программе допускаются только сотрудники вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Сведения о сроках подачи заявок можно получить в московском представительстве DAAD. Программа научно-исследовательских грантов «Иммануил Кант» для аспирантов и молодых преподавателей гуманитарных дисциплин Совместная программа DAAD и Министерства образования и науки РФ предоставляет аспирантам и молодым преподавателям гуманитарных дисциплин вузов России возможность работать над диссертацией и проводить научные исследования в университетах и внеуниверситетских научно-исследовательских центрах Германии. Цель — повышение квалификации и установление долгосрочных контактов с немецкими преподавателями и учеными. К участию в программе допускаются только сотрудники вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Сведения о сроках подачи заявок можно получить в московском представительстве DAAD. Программа научно-исследовательских грантов «Николай Вавилов» для аспирантов и молодых преподавателей сельскохозяйственных дисциплин Совместная программа DAAD и Министерства сельского хозяйства РФ предоставляет аспирантам и молодым преподавателям сельскохозяйственных и ветеринарных дисциплин возможность работать над диссертацией и проводить научные исследования в университетах и внеуниверситетских научно-исследовательских центрах Германии. Цель — повышение квалификации и установление долгосрочных контактов с немецкими преподавателями и учеными. К участию в программе допускаются только сотрудники вузов, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ. Сведения о сроках подачи заявок можно получить в московском представительстве DAAD. Поездки в Германию групп иностранных студентов (ознакомительные поездки/семинары и практические занятия) Цель — обмен информацией, представляющей интерес с профессиональной точки зрения, путем организации поездок в Германию по приглашению немецких университетов, проведение экскурсий и встреч с немецкими студентами и учеными, а также проведение семинаров и курсов практических занятий по различным дисциплинам. Встречи с немецкими студентами, учеными и исследователями направлены на установление контактов между немецкими и иностранными высшими учебными заведениями.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ИЛИ О ПОЛЬЗЕ ФАКУЛЬТАТИВОВ
Екатерина Филатова, директор по планированию и анализу «Отис Россия»: В 1998/99 учебном году училась в Philipps-Universita..t Marburg. Университет-партнер — МГУ им. М.В. Ломоносова (экономический факультет). Стипендию предоставило министерство образования федеральной земли Гессен: «На втором курсе нам предложили посещать факультатив, организованный Русско-германским институтом науки и культуры при МГУ им. М.В. Ломоносова. Курсы включали занятия по немецкому языку и обзорные лекции по немецкой культуре и экономике. Немецкий язык можно было изучать с нуля, а тем, кто уже занимался им, предлагали продолжить обучение. На третьем курсе нам предоставили возможность сдать экзамен на сертификат «Немецкий язык для обучения в высших школах» (DSH — Deutsche Sprache fuer Нochschulen). Перед началом четвертого курса мне предложили поехать на год в Марбург. Тогда годовые стипендии выделялись для трех студентов: с экономфака, мехмата и филфака. Насколько я знаю, были также полугодовые стипендии в Бохумский университет. Особых проблем при получении стипендии у меня не возникло, нас поддержала немецкая профессура, которая контактировала с преподавателями МГУ. Пожалуй, на первых порах самым сложным было разобраться в обилии предлагаемых курсов. Система немецкого университетского образования отличается от российской тем, что студенты имеют возможность самостоятельно определять график обучения и посещения курсов. Общей программы нет. Приходилось регулярно заниматься языком (материал, преподаваемый на иностранном, воспринимается хуже). Небольшой совет: не запускайте учебу! Наверстать программу семестра за пару предэкзаменационных ночей проблематично. Что оказалось самым полезным? Во-первых, я хорошо выучила язык. Во-вторых, получила опыт учебы, проживания и работы в чужой стране. Я проходила практику в немецкой компании во время каникул. Знание страны, ее специфики и менталитета дает неплохие преимущества в глазах потенциального иностранного работодателя в Москве и облегчает работу в международных корпорациях. В результате после окончания университета я пять лет проработала в немецких компаниях. Немцы очень позитивно смотрят на подобный опыт. Если у вас появилась малейшая возможность поучиться за границей — воспользуйтесь ею. Но без стипендии решиться на такой шаг достаточно сложно: необходимость зарабатывать на жизнь за рубежом часто идет во вред учебе. Стипендия — прекрасная возможность сконцентрироваться исключительно на занятиях и не думать о деньгах. Еще один совет: не стоит увлекаться и записываться на большое количество курсов. Лучше определиться, что вам действительно интересно и может пригодиться в будущем. Хорошо бы узнать заранее, какие профессора преподают в том или ином университете и какие кафедры считаются наиболее уважаемыми».
Семестровые стипендии для студентов-германистов
Семестровые стипендии предоставляются студентам-германистам, изучающим немецкий язык как иностранный или перевод в качестве основной специализации. Стипендиаты обучаются в течение семестра в одном из немецких государственных высших учебных заведений. Гранты на обучение на университетских летних курсах немецкого языка (для студентов продвинутого уровня владения немецким языком)
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ИЛИ РАЗБОР ДТП ПО-НАУЧНОМУ
Владимир Богданов, доцент, кандидат технических наук, МГТУ «МАМИ»: «Стипендию DAAD я получаю уже не в первый раз, но почему-то неизменно со второй попытки. Поступив в аспирантуру МГТУ «МАМИ», я попал в группу аспирантов и студентов, совершавшую двухнедельную информационно-ознакомительную поездку по наиболее престижным вузам Германии. Собственно, с этого и началось мое знакомство с немецкой службой академических обменов, ее проектами, а также профессорско-преподавательским составом университетов, которые мы посещали. Вернувшись в Россию, я прежде всего определился, чем и где хочу заниматься в Германии, выбрал подходящую программу DAAD, списался с потенциальными коллегами, от которых получил согласие на кураторство, не без труда оформил необходимые документы, подал заявку и… получил отказ, изложенный в краткой вежливой стандартной форме. Не могу сказать, что меня это не задело. Поэтому, поразмыслив и взвесив еще раз преимущества стажировки в стране, издавна славившейся специалистами технических дисциплин, решил попробовать добиться желаемого в следующем году. Вторая попытка оказалась успешной, я получил не только годовую стипендию DAAD, но и возможность посещать двухмесячные курсы немецкого языка в Институте Гете города Геттинген. По возвращении из TU-Berlin я защитил кандидатскую диссертацию, а вскоре получил звание доцента. Вполне естественно, что у меня возник вопрос о дальнейших перспективах и продолжении научной деятельности. Логичным показалось пройти краткосрочную стажировку в Германии. Выбрать подходящую программу на сайте DAAD оказалось несложно. Единственной проблемой стала скоропостижная кончина моего берлинского научного руководителя… Впрочем, я поддерживал контакты с немецкими коллегами из других городов и остановил свой выбор на VUFO bei TU-Dresden (Центр по исследованию ДТП при Дрезденском техническом университете) как наиболее близком моей тематике. Поскольку у меня уже был опыт, оформить документы оказалось не слишком сложно. Тем не менее, меня снова ждал отказ. И снова удачной стала вторая попытка… В процессе получения стипендии проблем было достаточно, но большинство из них носило либо чисто бюрократический, либо мелкий бытовой характер, поэтому не хочется акцентировать на них внимание. Основной проблемой оказался немецкий язык. В этом направлении я и работал: ходил на курсы, старался как можно больше общаться с немцами, студентами-иностранцами из других стран, реже — с русскими эмигрантами. Мне пришлось не только преодолевать языковой барьер, но и осмыслить и понять немецкий менталитет, разобраться, как немцы подходят к решению различных задач и почему. Очень запомнилась моя последняя работа в Verkehrsunfallforschung: выезды на места ДТП в любое время суток, искореженные автомобили, кровь, трупы, покалеченные и раненые люди, к которым я испытывал огромное сочувствие и при этом не забывал о сугубо научных целях: запротоколировать ДТП, проанализировать его так, чтобы впоследствии даже при ошибке водителя столкновение автомобилей было более безопасным. Сейчас я пытаюсь организовать центр в Москве, аналогичный дрезденскому, рассматриваю варианты дальнейшей работы над докторской диссертацией. Огромную роль в этом сыграло обучение в Германии. Но ожидать мгновенного прорыва к вершине карьерной лестницы после пребывания за границей, полагаю, опрометчиво. Тем, кто только собирается учиться за рубежом, советую для начала определиться: зачем и с какими целями вы туда едете? Можете ли вы реализоваться в выбранном университете? Когда четко представляешь, что и в какой последовательности делать, остается время и на совершенствование языка, и на неформальное общение, и даже на отдых».
Ступени высшего образования в Германии
Первая ступень высшего образования: Grundstudium (основной цикл).
Изучение дисциплин в университетах обычно продолжается четыре семестра (два учебных года) и заканчивается сдачей промежуточных экзаменов (Diplom-Vorpru..fung, Zwischenpru..fung). Успешная сдача этихэкзаменов дает студенту право продолжать обучение на II ступени, то есть перейти на главный цикл обучения (Hauptstudium). Степень при этом не присуждается. С 1998 года введена практика присуждения степени бакалавра (Baccalaureatus) по результатам прохождения основного цикла высшего образования в университетах и университетах прикладных наук (Fachhochschulen). Получение данной степени предполагает обучение в высшем учебном заведении продолжительностью от трех до четырех лет, после чего выпускники обычно приступают к профессиональной деятельности.
Вторая ступень высшего образования: Hauptstudium (главный цикл).
Обучение на II ступени предполагает углубленное изучение дисциплин специализации и заканчивается выпускными экзаменами на получение степени. Главный цикл обычно продолжается еще пять семестров и заканчивается получением диплома (Diplom). Степень магистра (Master) присуждается университетами на основании сдачи кандидатом магистерских экзаменов. Курс обучения включает в себя либо две равноценные главные дисциплины специализации, либо одну главную и две дополнительные. Во многих университетах степень магистра введена недавно и через несколько лет полностью заменит диплом.
Третья ступень высшего образования: Promotion (аспирантура/докторантура).
Подготовка диссертаций на соискание степени доктора проводится только в университетах (Universita..ten). Подготовка докторской диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение двух–четырех лет после получения магистерской или приравненной к ней степени (Diplom/Erstes Staatsexamen/Magister-Artium). Степень доктора (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена либо защиты диссертации.
Гранты предназначены для изучающих немецкий язык и страноведение на летних курсах в немецких высших учебных заведениях.
Стипендии для последипломного обучения (для выпускников вузов всех специальностей)
Стипендии предоставляются выпускникам вузов всех специальностей для обучения в немецком высшем учебном заведении в системе последипломного образования с целью получения дополнительной квалификации. Выдается немецкое свидетельство о высшем образовании (диплом, диплом магистра, сертификат).
Научные стажировки для ученых и преподавателей вузов
Программа краткосрочных стажировок в Германии для старшей (до 65 лет) возрастной категории исследователей любых специальностей. Цель — сбор материала, проведение лабораторных, полевых работ и т.п. Программа стипендий для бывших стипендиатов DAAD Программа повторных приглашений бывших стипендиатов способствует поддержанию контактов DAAD с ее бывшими годовыми стипендиатами и лицами, не менее одного учебного года обучавшимися в ГДР. Бывшие стипендиаты, соответствующие предъявляемым требованиям, могут подать заявку на повторное приглашение в Германию для реализации научных проектов в государственном высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении.
Научно-исследовательские стипендии для аспирантов и молодых ученых
Исследовательские гранты позволяют молодым иностранным ученым работать над реализацией научных проектов или проходить курсы последипломного обучения и повышения квалификации в высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях Германии. Исследовательские гранты предназначены: — для реализации программ проведения в немецком университете научных исследований и сбора материала по теме диссертации для ее защиты на родине; — для реализации программ проведения в немецком университете научных исследований; — для подготовки диссертации и получения докторской степени в Германии; в число подобных программ входят прежде всего такие структурированные аспирантские программы, как Группы подготовки исследования (Research Training Groups) или Группы по проведению исследований на соискание степени доктора (Doctoral Research Groups), Международные программы последипломного образования (International Postgraduate Pro-grammes), программы аспирантуры (Graduate Schools), программы Научно-исследовательских центров им. Макса Планка (Max Planck Research Schools), и т.п. Более подробная информация размещена на сайте: www.daad.de/ipp; — для реализации исследовательских проектов или повышения квалификации без получения научной степени.
Стипендии для представителей творческих специальностей
Стипендии выделяются представителям творческих специальностей (изобразительное искусство, дизайн, кинематография, музыка, архитектура, актерское мастерство, режиссура, хореография и танцевальное искусство) для прохождения курса обучения и повышения квалификации в одном из государственных высших учебных заведений Германии без получения степени или квалификационного сертификата. Стипендии выделяются на один учебный год.
Стипендии для молодых юристов
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, ИЛИ КАК ПОПАСТЬ НА СТАЖИРОВКУ Елена Фиронова, студентка четвертого курса экономического факультета ГУ-ВШЭ. В 2004/05 учебном году училась в Philipps-Universita..t Marburg, Германия. Стипендия предоставлена немецкой службой академических обменов DAAD («Годовые стипендии для студентов третьего курса экономических специальностей — Jahres-Stipendium European Recovery Programme ERP):«Стипендию я получила так: прошла отбор, состоящий из трех этапов: конкурс анкет, собеседование по телефону, интервью с немецкими профессорами. Для получения стипендии требовалось собрать пакет документов: выписку из зачетной книжки, аттестат о среднем образовании, заверенные печатями соответствующих учебных заведений, включая копии на немецком языке. Приходилось по нескольку раз переделывать, подписывать, заверять, что заняло очень много времени. С обустройством в Германии никаких проблем не возникло. Все было организовано на высшем уровне. С необходимыми формальностями, включая регистрацию, получение страховки, жилья, банковского счета, помогли студенты-добровольцы, которые уже прошли через это. Самым сложным было приспособиться к иной организации образовательного процесса, понять, какие предметы обязательны, какие — нет. В первое время очень острой проблемой был язык. Некоторые русские студенты поначалу дружно спали на всех занятиях, особенно на утренних. Недостаточное знание немецкого в самом начале ограничивало не только восприятие лекций, но и мешало простому общению… Еще одно ни с чем не сравнимое ощущение: после многомиллионной Москвы очень необычно прожить целый год в городе с населением 80 тыс. человек, половина из которых — студенты. Обучение в Германии дало мне возможность сравнить качество и структуру образования у нас и у них. Вернувшись домой, я поняла, что российская образовательная система вполне конкурентоспособна. Это для меня очень важно. С другой стороны, полученный опыт неоценим. Это не только попытка интегрироваться в новое общество со своими правилами и традициями, но и знакомство с интереснейшими людьми из разных стран. Стипендиальная программа DAAD подразумевала прохождение производственной практики во время весенних каникул продолжительностью восемь недель. Однако проблема заключалась в том, что нам надо было самостоятельно найти компанию, готовую принять практиканта. В условиях достаточно высокой безработицы, отсутствия знакомых и ограниченных сроков это оказалось непросто. Документы требовалось составить таким образом, чтобы работодатель заинтересовался твоей кандидатурой. В Германии культура подачи анкет сильно отличается от российской (необходима фотография, сделанная профессиональным фотографом, грамотное персональное мотивационное письмо и т.д.). На это ушло много времени. Но игра стоила свеч: по возвращении в Россию мне не составило труда найти место для практики в фирме, где говорят по-немецки. Тем, кто собирается учиться за рубежом, скажу: любая стипендия — это шанс узнать и увидеть новое, научиться жить самостоятельно и независимо, переосмыслить многие жизненные ценности. Другими словами, если бы я еще раз встала перед выбором, участвовать в программе DAAD или нет, то мой ответ был бы утвердительным». Германская служба академических обменов/Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD).
И Другие фонды.
Стипендии в рамках данной программы предоставляются дипломированным юристам с опытом работы по специальности в течение одного-двух лет. Программа, рассчитанная на восемь месяцев, предусматривает сочетание теоретического обучения и практики с целью получения углубленных знаний о функционировании немецкой правовой системы, в особенности общественного и частного хозяйственного права. Программа предназначена для юристов, желающих прежде всего получить практический опыт работы в правовой системе Германии. Заявки на получение стипендий принимаются в московском представительстве DAAD до 15 февраля.
Специальная совместная программа стипендий DAAD и научного Сообщества им. Гельмгольца (Helmholtz-Gemeinschaft) для аспирантов, кандидатов и докторов наук
Источник: ubo.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |